Форум закрыт.
Спасибо всем, кто оставил здесь частичку себя и сделал свой вклад в жизнь проекта.
Удачи и до встречи на других ролевых площадках!

Le Bouffon-Demon — Уясни, дитя, что нет ни блага ни зла в этом мире, — выплюнул шут в лицо Сальери. — Вы, люди, такие наивные, такие близорукие! Столько черных и белых точек вокруг и все бесконечно пестрит, сливается в одно. Трагедия для одного всегда может обернуться комедией для другого, а вы все копошитесь, как черви, разводите грязь, не удосужившись отойти подальше, посмотреть на картину целиком. [ читать полностью ]

Livia — Н-ну... — протянула младшая сестра слегка неуверенно, — я просто подумала... Что, если бы нам, например, передать ему записку — как будто другая какая-нибудь девушка влюблена в него и хочет с ним встретиться? Сначала можно посмотреть, какая у него будет реакция на записку, а затем — что он будет делать на этом свидании — если пойдёт, конечно. А я могу переодеться так, чтобы он не узнал меня, если и видел раньше, и представиться некой «влюблённой» синьориной. [ читать полностью ]

Kit Collum Охотник подошел к кровати, постоял, задумчиво глядя на арбалет. Взял его в руки. Осматривая со всех сторон, уселся на стул, спиной к окну, а оружие положил на стол рядом с собой. Какое-то время он просто молча сидел, покачиваясь на стуле. Если у него и было шестое чувство, то сейчас оно настоятельно советовало Коллуму делать все именно так.
Это сложно объяснить. Можно только почувствовать. Тихо. Очень тихо. Никого вокруг. Но Кит был уверен, что в этой комнате он не один.
[ читать полностью ]



Игра по мюзиклу "Призрак Оперы" закрыта.

Мы благодарим всех, кто когда-либо играл в этом фандоме, поддерживал его и наполнял своими идеями, эмоциями и отыгрышами. Мы этого не забудем! А если кому-нибудь захочется вспомнить и перечитать старые эпизоды, они будут лежать в архивном разделе, чтобы каждый мог в один прекрасный день сдуть с них пыль и вновь погрузиться в мистическую атмосферу "Опера Популер".

Это были прекрасные 6 лет. Спасибо, The Phantom of the Opera!

Graf von Krolock Пристальный красноречивый взгляд на полную жизни тонкую шею едва ли можно было не заметить, и Кролок, будто очнувшись ото сна, перевел глаза ниже, на пышную грудь, чуть нервно вздымавшуюся в вырезе рубашки. А еще позднее, не сразу осознав, как и куда смотрит, на красную ткань под руками. Это вся кровь, которую он может пролить сегодня ночью... если только не вздумает "отблагодарить" Магду за помощь и самолично показать ей страшный замок из сказок. [ читать полностью ]
Antonio Salieri
Graf von Krolock
Главный администратор
Мастер игры Mozart: l'opera rock
Dura lex, sed lex


Herbert von Krolock
Дипломатичный администратор
Мастер игры Tanz der Vampire
Мастер событий

Juliette Capulet
Мастер игры Romeo et Juliette

Willem von Becker
Matthias Frey
Мастер игры Dracula,
l'amour plus fort que la mort
Модератор игры Mozart: l'opera rock


Дорогие друзья, гости и участники нашего проекта! Мы рады приветствовать вас на уникальном форуме, посвященном ролевым играм по мотивам мюзиклов. У нас вас ждут интересные приключения, интриги, любовь и ненависть, ревность и настоящая дружба, зависть и раскаяние, словом - вся гамма человеческих взаимоотношений и эмоций в декорациях Европы XIV-XX веков. И, конечно же, множество единомышленников, с которыми так приятно обсудить и сами мюзиклы, и истории, положенные в их основы. Все это - под великолепную музыку, в лучших традициях la comédie musicale. ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

La Francophonie: un peu de Paradis

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » La Francophonie: un peu de Paradis » Афиша » Музыкальная справка


Музыкальная справка

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Здесь представлены основные моменты, касающиеся исполнения и сочинения музыки, музыкальных жанров и произведений, а также балета.

Информация будет дополняться по мере необходимости.

Музыкальные темпы и характеристики исполнения
Словарь музыканта: вокально-музыкальные жанры
Словарь музыканта: основные понятия
Чуть более подробно о некоторых музыкальных терминах
О балетных па - коротко о главном
Что такое опера и "как её поют"?

0

2

Музыкальные темпы и характеристики исполнения

Темпы:
Очень медленные:
Largo (ларго) – широко
Lento (ленто) – протяжно
Adagio (адажио) – медленно
Grave (граве) – тяжело, важно

Медленные:
Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo
Andante (анданте) – не торопясь, спокойно
Sostenuto (состенуто) – сдержано

Умеренные:
Moderato (модерато) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro

Быстрые:
Allegro (аллегро) – умерено
Andantino (андантино) – несколько скорее, чем Andante
Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем Allegro

Очень быстрые:
Allegro (аллегро) – скоро
Vivo (виво) – живо
Vivace (виваче) – живее
Presto (престо) – очень скоро

Дополнительные слова к обозначениям темпов:
Pui mosso (пйу моссо) – боле подвижно
Meno mosso (мено моссо) – менее подвижно
Non troppo (нон троппо) – не слишком
Molto (мольто) – очень
Assai (ассаи) – весьма, очень
Con moto (кон мотто) – с подвижностью
Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Ritenuto (ритенуто) – сдерживая
Rinerdando (ритердаедо) – запаздывая
Rallentando (раллентандо) – замедляя

Изменение темпа
accelerando — ускоряя
stringendo (стринджендо)— ускоряя
stretto (стретто) — ускоряя | сжимая, сокращая
ritenuto (ритенуто) — замедляя, задерживая
ritardando (ритардандо) — замедляя, задерживая
rallentando (раллентандо) — замедляя, задерживая
allengordo — расширяя, замедляя

Восстановление первоначального темпа
tempo primo — первоначальный темп
tempo I — первоначальный темп
a tempo — в прежнем темпе
L’is tesso tempo — тот же темп

Свободное управление темпом
tempo rubato — свободный темп (дословно "красть время")
ad libitum — по желанию

Постоянные динамические оттенки
forte fortissimo (динамика)|forte fortissimo (fff) - более громко, чем fortissimo;
fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко;
forte [фо́ртэ] (f) — сильно, громко;
mezzo forte [меццо фо́ртэ] (mf) — довольно громко;
mezzo piano [меццо пиано] (mp) — довольно тихо;
piano [пиано] (p) — слабо, тихо;
pianissimo [пиани́ссимо] (pp) — очень тихо;

Характеристика изменения оттенка
сфорцандо — напрягая силы, внезапно усиливая громкость;
крещендо — постепенно усиливая;
диминуендо — постепенно затихая;

Дополнительные термины
subito — внезапная смена динамического оттенка.

Обозначения характера исполнения:
Abbandono (аббандоно) – удручённо, подавленно
Abbandonamento (аббандономенто) – удручённо, подавленно
Accarezzevole (аккфрэццэволе) – ласково
Affettuose (аффетуозо) – сердечно
Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно
Amabile (амабиле) – приятно
Alla… (алля) – в стиле, в духе
Alla Marcia (алля марчья) – в духе марша
Alla polacca (алля полякка) – в духе польки
Amoroso (аморозо) – любовно
Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо
Appassionato (аппассьёнато) – страстно
Ardente (арденте) – с жаром
Brillante (бриллянте) – блестяще
Buffo (буффо) – комически
Burlesco (бурлэско) – комически
Cantabile (кантабилэ) – певуче
Capriccioso (каприччьозе) – капризно
Con amore (кон аморэ) – с любовью, любовно
Con anima (кон анима) – с воодушевлением, с оживлением
Con bravura (кон бравура) – с блеском
Con brio (кон брио) – с жаром
Con calore (кон калоре) – с жаром
Con dolcezza (кон дольчэцца) – с нежностью, мягко
Con dolore (кон долоре) – с грустью
Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением
Con forza (кон форца) – с силой
Con fuoco (кон фущко) – с огнём
Con grazia (кон грацья) – с с грацией
Con malinconia (кон малинкониа) – меланхолично
Con moto (кон мото) – с движением
Con passione (кон пассьёне) – со страстью
Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением
Con tenerezza (кон тэнэрэцца) – с нежностью
Con vigore (кон вигорэ) – с мужествои
Deciso (дечизо) – решительно
Dolce (дольчэ) – мягко, нежно
Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно
Dolente (долэнте) – грустно, жалобно
Doloroso (долорозо) – грустно, жалобно
Elegante (элегантэ) – изящно, красиво
Elegiaso (эледжьако) – грустно, жалобно
Energico (енергико) – энергично
Eroico (эроико) – героически
Espressivo (эспрэссиво) – выразительно
Flebile (флебилэ) – жалобно
Forece (фэрэчэ) – дико
Festivo (фэстиво) – празднично
Fiero (фьеро) – дико
Fresco (фреско) – свежо
Funebre (фунебрэ) – похоронно
Furioso (фурьозо) – бешено
Giocoso (джьокозо) – шутливо, игриво
Gioioso (джьойозе) – радостно, весело
Grandioso (грандиозо) – пышно, великолепно
Grazioso (грацьёзо) – грациозно
Guerriero (гуэрьёзо) – воинственно
Imperioso (импэрьёзо) – повелительно
Impetuoso (импэтуозо) – стремительно, бурно
Innocente (инночэнтэ) – невинно, просто
Lagrimoso (лагримозо) – плачевно
Languido (лангуидо) – с изнеможением, бессильно
Lamentabile (ламэнтабилэ) – жалобно
Leggiero (лэджьэро) – легко
Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко
Lugubre (люгубрэ) – мрачно
Lusingando (люзингандо) – льстиво
Maestoso (маэстозо) – торжественно, величаво
Malinconico (малинконико) – меланхолично
Marcato (маркато) – подчёркивая
Marciale (марцьалэ) – маршеобразно
Marziale (марцьале) – воинственно
Mesto (мэсто) – печально
Morendo (морэндо) – замирая
Parlando (парляндо) – говоря
Pastorale (пасторалэ) – пастушески
Patetico (патэтико) – страстно
Pesante (пезантэ) – грузно, тяжело
Piangendo (пьянджэнто) – плачевно
Pomroso (помпозо) – великолепно, помпезно
Quieto (кьиэто) – спокойно
Recitando (рэчитандо) – рассказывая
Religioso (рэлиджиозо) – благоговейно
Rigiriso (ригорозо) – строго, точно
Risoluto (ризолюто) – решительно
Rubato (рубато) – свободное исполнение без точного соблюдения темпа
Rystico (рустико) – в сельском духе
Scherzando (скэрцандо) – шутливо
Scherzoso (скерцозо) – шутливо
Semplice (сэмпличе) – просто
Sensibile (сэнсибиле) – чувствительно
Serioso (сэрьозо) – серьезно
Saove (саовэ) – приветливо
Sonore (сонорэ) – звучно
Spianato (спьянато) – с простотой
Spirituoso (спиритуозо) – одухотворённо, одушевлённо
Strepituoso (стрэпитуозо) – шумно, бурно
Teneramendo (тэнэрамэндо) – нежно
Tranquillo (транкуйлле) – спокойно
Vigiriso (вигорозо) – сильно, бодро

По материалам Википедии и сайта http://mus-info.ru/

Полезные ссылки:
Музыкальная нотация
Музыкальные темпы в порядке ускорения

0

3

Словарь музыканта: вокально-музыкальные жанры
    АРИОЗО — небольшая ария с мелодикой напевно-декламационного или песенного характера.
    АРИЯ — законченный по построению эпизод в опере, оперетте, оратории или кантате, исполняемый певцом-солистом в сопровождении оркестра.
    БАЛЛАДА — сольные вокальные сочинения, использующие тексты стихотворных произведений и сохраняющие их основные особенности; инструментальные сочинения.
    БАЛЕТ — вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танцевально-музыкальных образах.
    БАЛЕТМЕЙСТЕР — автор и постановщик балетов, хореографических миниатюр, танцев.
    БЫЛИНА — русская народная эпическая песня-сказание.
    ВОДЕВИЛЬ — веселая театральная пьеса с музыкальными номерами. 1) вид комедии положений с песнями-куплетами, романсами, танцами; 2) заключительная куплетная песенка в пьесе-водевиле.
    ГИМН — торжественная песня.
    ИНВЕНЦИЯ — небольшая музыкальная пьеса, в которой существенное значение имеет какая-либо оригинальная находка в области мелодического развития, формообразования.
    ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая музыкальная пьеса, исполняемая между частями произведения.
    ИНТЕРМЕЦЦО — небольшая пьеса свободной формы, а также самостоятельный эпизод в опере или другом музыкальном произведении.
    КАНТ — род бытовой многоголосной песни.
    КАНТАТА — крупное вокально-инструментальное произведение торжественного характера, обычно для солистов, хора и оркестра.
    КАНТИЛЕНА — напевная, плавная мелодия.
    КАПРИЧЧО — виртуозная инструментальная пьеса импровизационного склада с неожиданной сменой образов, настроений.
    КОНЦЕРТ — произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра, а также публичное исполнение музыкальных произведений.
    МАДРИГАЛ — небольшое музыкально-поэтическое произведение любовно-лирического содержания в XIV—XVI вв.
    МАРШ — музыкальное произведение с размеренным темпом, четким ритмом, обычно сопровождающее коллективное шествие.
    НОКТЮРН — в XVIII — начале XIX в. многочастное инструментальное произведение, большей частью для духовых инструментов, исполнявшееся обычно на открытом воздухе вечером или ночью, с XIX в. небольшая лирическая инструментальная пьеса.
    ОДА — торжественное музыкальное произведение, посвященное какому-либо значительному событию или лицу.
    ОПЕРА — музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
    ОПЕРЕТТА — музыкально-сценическое комедийное произведение, включающее вокально-танцевальные сцены, оркестровое сопровождение и разговорные эпизоды.
    ОРАТОРИЯ — произведение для солистов, хора и оркестра, предназначенное для концертного исполнения.
    ПЕСНЯ — стихотворное произведение, предназначенное для пения. Ее музыкальная форма обычно куплетная или строфическая.
    ПЬЕСА — законченное музыкальное произведение небольшого размера.
    РАПСОДИЯ — музыкальное (инструментальное) произведение на темы народных песен и эпических сказаний, как бы воспроизводящее исполнение рапсода.
    РЕКВИЕМ — траурное хоровое произведение (заупокойная месса).
    РОМАНС — лирическое произведение для голоса с музыкальным сопровождением.
    РОНДО — музыкальное произведение, в котором основная часть повторяется несколько раз.
    СЕРЕНАДА — лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.
    СИМФОНИЯ — музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной циклической форме, высшая форма инструментальной музыки.
    СОЗВУЧИЕ — сочетание в одновременном звучании нескольких звуков различной высоты.
    СОНАТА — музыкальное произведение из трех или четырех частей различного темпа и характера.
    СОНАТИНА — маленькая соната.
    СЮИТА — произведение для одного или двух инструментов из нескольких разнородных пьес, связанных общим замыслом.
    ТОККАТА — виртуозная музыкальная пьеса для клавишного инструмента в быстром движении и четком темпе.
    ТОН — звук определенной высоты.
    ТУШ — краткое музыкальное приветствие.
    ФАНТАЗИЯ — музыкальная пьеса свободной формы.
    ФУГА — многоголосное произведение, основанное на многократном повторении одной или нескольких тем.
    ЭЛЕГИЯ — музыкальная пьеса печального характера.
    ЭТЮД — музыкальное произведение, основанное на виртуозных пассажах.

0

4

Словарь музыканта: основные понятия
    АДАЖИО — 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
    АККОМПАНЕМЕНТ — музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
    АККОРД — сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
    АКЦЕНТ — более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
    АЛЛЕГРО — 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
    АЛЛЕГРЕТТО — 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
    АЛЬТЕРАЦИЯ — повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации — диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены — бекар.
    АНДАНТЕ — 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
    АНДАНТИНО — 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
    АНСАМБЛЬ — группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
    АРАНЖИРОВКА — обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
    АРПЕДЖИО — исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
    БАС — 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
    БЕЛЬКАНТО — вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
    ВАРИАЦИИ — музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
    ВИРТУОЗ — исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
    ВОКАЛИЗ — музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
    ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
    ВЫСОТА ЗВУКА — качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
    ГАММА — последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
    ГАРМОНИЯ — выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии — каденции и модуляции. Учение о гармонии — один из основных разделов теории музыки.
    ГОЛОС — совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
    ДИАПАЗОН — звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
    ДИНАМИКА — различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
    ДИРИЖИРОВАНИЕ — управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
    ДИСКАНТ — 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
    ДИССОНАНС — неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
    ДЛИТЕЛЬНОСТЬ — время, занимаемое звуком или паузой.
    ДОМИНАНТА — одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
    ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — группа инструментов, источник звука которых — колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
    ЖАНР — исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
    ЗАПЕВ — вступительная часть хоровой песни или былины.
    ЗВУК — характеризуется определенной высотой и громкостью.
    ИМИТАЦИЯ — в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
    ИМПРОВИЗАЦИЯ — сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
    ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА — предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
    ИНСТРУМЕНТОВКА — изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
    ИНТЕРВАЛ — соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
    ИНТРОДУКЦИЯ — 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
    КАДЕНЦИЯ — 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА — инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
    КАМЕРТОН — специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
    КЛАВИР — 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг — переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
    КОЛОРАТУРА — быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
    КОМПОЗИЦИЯ — 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
    КОНСОНАНС — слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
    КОНТРАЛЬТО — низкий женский голос.
    КОНТРАПУНКТ — одновременное сочетание двух или более самостоятельных мелодических голосов. «Контрапунктом» также называли музыкально-теоретическую дисциплину, занимающуюся изучением контрапунктических композиций (теперь полифония).
    КУЛЬМИНАЦИЯ — момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
    ЛАД — важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
    ЛЕЙТМОТИВ — музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
    ЛИБРЕТТО — литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
    МЕЛОДИЯ — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
    МЕТР — порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
    МЕТРОНОМ — инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
    МЕЦЦО-СОПРАНО — женский голос, средний между сопрано и контральто.
    МНОГОГОЛОСИЕ — склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
    МОДЕРАТО — умеренный темп , средний между андантино и аллегретто.
    МОДУЛЯЦИЯ — переход в новую тональность.
    МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА — 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
    НОТНОЕ ПИСЬМО — система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
    ОБЕРТОНЫ — призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
    ОРКЕСТРОВКА — переложение музыкального произведения для оркестра.
    ОРНАМЕНТИКА — способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
    ОСТИНАТО — многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
    ПАРТИТУРА — нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
    ПАРТИЯ — составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
    ПАССАЖ — последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
    ПАУЗА — перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
    ПИЦЦИКАТО — прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
    ПОДГОЛОСОК — в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
    ПРЕЛЮДИЯ — небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
    ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
    РЕПРИЗА — повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
    РИТМ — чередование различных по длительности и силе звуков.
    СИМФОНИЗМ — раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
    СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА — музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
    СКЕРЦО — 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
    СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ — способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
    СОЛЬФЕДЖИО — вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
    СОПРАНО — 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
    СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
    ТАКТ — специфическая форма и единица музыкального метра.
    ТЕМА — построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
    ТЕМБР — окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
    ТЕМП — скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
    ТЕМПЕРАЦИЯ — выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
    ТОНИКА — основная ступень лада.
    ТРАНСКРИПЦИЯ — переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
    ТРЕЛЬ — переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
    УВЕРТЮРА — оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
    УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ — инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
    УНИСОН — одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
    ФАКТУРА — конкретный звуковой облик произведения.
    ФАЛЬЦЕТ — один из регистров мужского певческого голоса.
    ФЕРМАТА — остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
    ФИНАЛ — заключительная часть циклического музыкального произведения.
    ХОРАЛ — религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
    ХРОМАТИЗМ — полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
    ШТРИХИ — способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
    ЭКСПОЗИЦИЯ — 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.

0

5

Чуть более подробно о некоторых музыкальных терминах

Вариации, один из приемов композиторской техники, а также жанр инструментальной музыки. В вариациях основная музыкальная идея подвергается разработке и изменениям. Произведения данного жанра часто называются «тема с вариациями» или «вариации на тему». Тема может быть оригинальной, авторской (например, симфонические вариации Энигма Элгара) или заимствованной (например, фортепианные вариации И.Брамса на тему Гайдна). Средства варьирования темы разнообразны, среди них – мелодическое варьирование, гармоническое варьирование, ритмическое варьирование, изменения темпа, изменения тональности или ладового наклонения, варьирование фактуры (полифония, гомофония). Вероятно, самым блестящим периодом в истории вариаций является эпоха зрелой классики, т.е. конец 18 в. (сочинения Гайдна, Моцарта и Бетховена); как метод варьирование и сегодня остается важным компонентом инструментальной музыки.

Гармония, в музыке – одновременное звучание нескольких тонов. Гармония имеет дело с вертикалью и совместным звучанием тонов – в отличие от контрапункта (полифонии), который имеет дело с горизонталью и в котором отдельные голоса, хотя и подчиняются законам гармонии, прежде всего являются самостоятельными мелодическими линиями. В классических произведениях органично сочетаются приемы гармонии и полифонии, но, как правило, преобладает тот или иной стиль письма. Например, в прелюдиях из Хорошо темперированного клавира И.С.Баха преобладает гармоническое письмо, а в фугах – контрапунктическое.
Простейшая форма гармонического аккомпанемента – аккордовая, когда аккорды движутся в одном ритме с мелодией. Такая форма свойственна хоровым изложениям гимнов или популярных песен. При более развитой и сложной мелодии гармония движется медленнее, ибо слух не способен воспринять слишком частые смены аккордов. При сопровождении мелодий в медленном или умеренном темпе нередко применяются арпеджио, т.е. «разложенные» аккорды, где тоны аккорда берутся по очереди, а не одновременно. Иногда в подобных случаях аккорды могут повторяться в соответствии с простой ритмической фигурой (как, например, в военном марше).

Контрапункт - искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. Термин «полифония» во многом синонимичен термину «контрапункт». При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, – в отличие от «солирующего» голоса в гомофонном стиле. Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660–1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый – «нота против ноты» (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово «контрапункт»): здесь ритм «добавленного голоса» (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап – в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным.

Мелодия, в широком музыкальном смысле – осмысленная последовательность тонов, имеющая две главных характеристики – пространственную (высотность) и временную (ритм). Важнейшее свойство мелодии, в отличие от любой случайной последовательности звуков, состоит в том, что слушатель воспринимает не просто отдельные интервалы, а линию, т.е. организованное целое, а не сумму единиц. Мелодический (интонационный) элемент есть важнейший, первичный компонент любой музыки. Однако в разных культурах этот элемент получает разные истолкования. Оставляя в стороне принципиально важные вопросы звукорядов и ритмических формул, лежащих в основе того или иного типа мелодии, можно выделить три подхода к мелодическому элементу. Монодическая музыка (включая примитивные культуры, восточные культуры, европейский фольклор и григорианское пение) построена на звучании одной мелодии, с ритмическим аккомпанементом или без него; при этом мелодия может исполняться любым количеством певцов или инструменталистов и может быть окружена т.н. «подголосками» (гетерофония). В полифонической музыке (расцвет которой приходится на 18 в.) налицо одновременное сочетание двух или большего числа мелодий, причем каждая из них обладает определенной самостоятельностью и все воспринимаются скорее как «горизонтальные», нежели «вертикальные» созвучия.

Оратория - крупное музыкальное произведение на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой.

Оркестровка, инструментовка, искусство распределения материала музыкальной композиции между инструментами симфонического, духового или иного оркестра с целью наиболее выигрышного использования каждого инструмента для создания предусмотренного общего звучания. Оркестровка является важной, хотя и подчиненной ветвью искусства композиции; она предполагает знание тембров и диапазонов всех инструментов, а также их звучания во всевозможных комбинациях.

Симфония - музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов. Итальянские композиторы 17 в. часто обозначали словом «симфония» (sinfonia) инструментальные вступления к опере, оратории или кантате, и термин по смыслу приблизился к понятиям «прелюдия» или «увертюра». Слушателям 18 в. нравились оркестровые пьесы в нескольких частях с разными темпами, которые исполнялись как в домашних собраниях, так и в публичных концертах. Утратив функцию вступления, симфония развилась в самостоятельное оркестровое произведение, обычно в трех частях («быстро – медленно – быстро»). Использовав черты барочной танцевальной сюиты, оперы и концерта, ряд композиторов и прежде всего Дж.Б.Саммартини, создали модель классической симфонии – трехчастного сочинения для струнного оркестра, где быстрые части обычно имели форму простого рондо или раннюю сонатную форму. Постепенно к струнным прибавились другие инструменты: гобои (или флейты), валторны, трубы и литавры. Для слушателей 18 в. симфония определялась классическими нормами: гомофонная фактура, диатоническая гармония, мелодические контрасты, заданная последовательность динамических и тематических изменений.  Симфонии Й.Гайдна и В.А.Моцарта – блестящие образцы классического стиля. Части четко отделены друг от друга, каждая имеет самостоятельный тематический материал; единство цикла обеспечивается тональными сопоставлениями и продуманным чередованием темпов и характера тем. Струнные, деревянные духовые, медные духовые и литавры дают множество инструментальных комбинаций; лирическое начало, идущее от оперного вокального письма, проникает в темы медленных частей, разделов трио в третьих частях и в побочные темы других частей. Иные мотивы оперного происхождения (октавные скачки, повторения звуков, гаммообразные пассажи) становятся тематической основой быстрых частей. Симфонии Гайдна отличаются остроумием, изобретательностью тематического развития, оригинальностью фразировки, инструментовки, фактуры и тематизма; симфонии Моцарта отмечены богатством мелодики, пластичностью, изяществом гармонии и мастерским контрапунктом. Превосходный образец классической симфонии конца 18 в. – симфония № 41 Моцарта (К. 551, до мажор (1788), известная под названием Юпитер. Ее партитура включает флейту, два гобоя, два фагота, две валторны, две трубы, литавры и группу струнных (первые и вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

Соната, музыкальная композиция для одного или нескольких инструментов. В классическом понимании термин относится к произведению для фортепиано соло либо для струнного или духовного инструмента с фортепиано, состоящему из нескольких самостоятельных частей. План составной многочастной сонаты и ограничение в употреблении термина только сольными произведениями сформировались во второй половине 18 в. Соната конца 18 в., состоящая из нескольких частей в контрастных темпах, впитала в себя разные формы инструментальной музыки эпохи барокко; особенно это касается инструментальной танцевальной сюиты, откуда классическая соната позаимствовала менуэт и рондо. Параллельное развитие камерных и оркестровых жанров оказало существенное влияние на их формальную структуру: так, классический квартет можно считать сонатой для четырех инструментов, классический концерт – сонатой для солирующего инструмента с оркестром. Слово «соната» теперь применялось ограниченно, а именно к музыке для завоевывавшего все большую популярность фортепиано и для других солирующих инструментов (с аккомпанементом или без него).

По материалам сайта http://www.midiclassic.com/

0

6

О балетных па - коротко о главном
Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно .
Экзерсис у опоры или на середине -Это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене ) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.
1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».
2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».
3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП в любой позиции ног.
4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
7.rond dejamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.
8.rond de jamb en l'air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе,стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.
9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе,круговое движение внутрь.
11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.
12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий»,одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.
14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
16.double- (дубль)- «двойной», • battement tendu - двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper - двойной удар.
17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.
18.relevelent- (релевелянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.
19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левои, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.
20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый»,из стоики на левои, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релевелянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
22.attitude-(аттетюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.
23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттетюд впереди) стоика на левои, правую вперед, голень вниз влево.
24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок ,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.
26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.
27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.
28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой , правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
29.balance-(балансе) - «покачивание»,маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.
30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.
31.pordebras-(пор де бра) -«перегибы туловища»,наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.
32.temps lie-(тан лие)-маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.
33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный»,часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Полезные ссылки
Продолжение см. здесь
Общая балетная терминология

0

7

Что такое опера и "как её поют"?
Опера — жанр музыкально-драматического искусства, в котором содержание воплощается средствами музыкальной драматургии, главным образом посредством вокальной музыки. Литературная основа оперы — Либретто*

Либретто*

Либретто — литературная основа большого вокального (но не только) сочинения, светского или духовного характера, например оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты.
Либретто пишется, как правило, в стихах. Для речитативов возможно употребление прозы. Сюжетами для либретто служат, в основном, литературные произведения, переделываемые сообразно музыкально-сценическим требованиям. Реже либретто представляет собой совершенно оригинальное сочинение. В некоторых случаях автором либретто становится сам композитор, — наиболее значителен в этом отношении пример Рихарда Вагнера.
В издания либретто иногда включаются ноты с целью дать основные темы сочинения или лучшие его места. Краткий пересказ либретто называется синопсис.

Исторически сложились определённые формы оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной драматургии все её компоненты в зависимости от типов оперы толкуются различно.

Разновидности оперы

— большая опера (направление в оперном искусстве, возникшее в Париже после Великой французской революции из элементов серьёзной и комической опер и cменившее лирическую трагедию (Tragédie lyrique) в качестве главенствующего направления в музыкальном театре XIX века)
— полукомическая
— комическая опера
— романтическая опера (музыкально-драматическое произведение, написанное на романтический сюжет. Романтизм в музыкальной области сказался позднее, чем в литературе — в 20-х годах XIX столетия. Сюжеты таких опер обычно наполнены романтизмом, лирикой, проникновенностью к человеческой душе, с той целью, чтобы пробудить в человеке, казалось бы, уже уснувшие чувства: нежность, ласка, любовь, чистота)

В комической опере, немецкой и французской, между музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьёзные оперы, в которые вставлен диалог, напр. «Фиделио» Бетховена, «Медея» Керубини, «Волшебный стрелок» Вебера.

— Отпрыском комической оперы следует считать оперетту, которая получила особенное распространение во второй половине XIX века.

Опера — это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

В состав оперного коллектива в разных его вариантах входят: солист, хор, оркестр, орган.
Оперные голоса: (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: контратенор, тенор, баритон, бас).

Разновидности голосов

Сопрано — высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон: до первой октавы — до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самой высокой разновидности сопрано, может достигать фа — ля третьей октавы.
В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано:
— драматическое сопрано
— лирико-драматическое сопрано
— лирическое сопрано
— лирико-колоратурное сопрано
— колоратурное сопрано

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развернутая, классификация.
Меццо-сопрано — женский певческий голос с рабочим диапазоном от «ля» малой октавы до «ля» второй октавы, то есть на терцию ниже, чем у сопрано, и выше, чем у контральто.
Контральто — самый низкий женский певческий голос глубокого грудного бархатистого тембра. Рабочий диапазон: ми малой октавы — фа второй октавы. В опере композиторы часто писали для контральто партии мальчиков-подростков и юношей.
Контратенор — самый высокий из мужских оперных голосов, диапазон от «до» малой октавы до «ми» второй. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение.
Тенор — высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой — до второй октавы.
Разновидности:
— тенор-альтино
— лирический тенор
— лирико-драматический тенор
— характерный или меццо-характерный тенор
— драматический тенор

Тенор-альтино обладает звонкими высокими нотами, способный достигать ми-соль второй октавы. Звучит прозрачно, легко. Обычно этот голос не бывает особенно сильным.
Лирический тенор — мягкий по тембру, нежный, женственный.
Лирико-драматический тенор исполняет партии широкого диапазона как лирические, так и драматические. Однако по силе звука и драматизму уступает чисто драматическому голосу.
Драматический тенор — крупный голос, имеющий большой динамический размах, призванный выражать самые сильные драматические ситуации.
Характерный тенор — голос своеобразного тембра, предназначенный для исполнения небольших «специфических» партий, содержащих ряд островыразительных, «характерных» штрихов.

Баритон — мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором.
Бас — наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Самый низкий мужской голос - бас-профундо.

Оперное произведение делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог, в конце оперы — эпилог.

Части оперного произведения — речитативы, ариозо, песни, арии, дуэты, трио, квартеты, ансамбли и т.д. Из симфонических форм — увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная музыка.

Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог, баллада, песня). Различные функции в опере имеет речитатив — музыкально-интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера; часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых жанрах оперы, преимущественно комедийных, вместо речитатива используется разговорная речь, обычно — в диалогах.

Сценическому диалогу, сцене драматического спектакля в опере соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.), специфика которого даёт возможность создавать конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в кульминационных или заключительных моментах оперного действия.

Хор в опере трактуется по-разному. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить взаимоотношения героя и масс.

В музыкальной драматургии оперы большая роль отведена оркестру, симфонические средства выразительности служат более полному раскрытию образов. Опера включает также самостоятельные оркестровые эпизоды — увертюру, антракт (вступление к отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля — балет, хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

Взято с сайта Призрак оперы. Всё о легенде.

0


Вы здесь » La Francophonie: un peu de Paradis » Афиша » Музыкальная справка


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно