Игра: французский мюзикл Mozart: L'Opera Rock Дова Аттья и Альбера Коэна (Dove Attia et Albert Cohen), а также исторический роман Дэвида Вейса "Возвышенное и земное", посвященные жизни Вольфганга Амадея Моцарта.
Жанр: исторические мотивы, по мюзиклу, драма, мелодрама, мистика.
Время и место действия: музыкальная Европа, XVIII век; игра начинается летом 1781 г.
Мастер игры: Antonio Salieri.
Основной сюжет:
Переломный XVIII век. Музыкальная Европа уже подзабыла то восторженное впечатление, что чуть более десятилетия назад буквально всколыхнуло все королевские и аристократические дворы - удивительного мальчика из Зальцбурга, чудо-ребенка Вольферля Моцарта, виртуозно игравшего на клавире, органе и скрипке, и с легкостью запоминавшего на слух, а затем воспроизводившего любые сложнейшие произведения признанных композиторов. Законодательница мод Италия вновь упрочила свои позиции... Но действительно ли нет музыкантов и композиторов лучше тех, что родились в Италии? Выросший из талантливого ребенка в не менее талантливого молодого человека Вольфганг Амадей Моцарт стремится развеять предубеждения против немецких авторов и на своем примере доказать Европе, что родившийся в провинциальном Зальцбурге композитор способен затмить любого из ныне живущих и покорить своей эмоциональной, легкой, возвышенной и земной музыкой не только Австрию, но и целый мир. Вот только путь к славе и признанию извилист и тернист, особенно тогда, когда на дороге еще не окрепшего творца встает прочно основавшийся в Вене придворный композитор, искренне не понимающий, почему этот сумасбродный, легкомысленный юноша пользуется таким успехом, в то время как его собственные работы совершенно перестали интересовать публику.
Как раз в это самое время мы и перенесемся в Вену, познакомившись по пути с множеством интересных личностей, и постаравшись не потерять рассудок от обильного количества интриг и сплетен.
Полезные ссылки:
Список персонажей ● Разыскиваются в игру ● Музыкальная справка ● История моды ● Этикет
О проекте:
Мы не претендуем на полную историчность игры и готовы вольно обойтись с некоторыми именами, датами, нюансами и событиями, но при этом будем стремиться оставить определенные ситуации, обстоятельства и детали такими, какими они действительно существовали в эпоху Моцарта. Здесь мы постарались отразить наиболее важные из них. Информация будет дополняться.
MOZART: игра, сюжет, исторические данные, игровые допущения
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться115-10-2012 11:29:34
Поделиться215-10-2012 11:29:54
Моцарт, история и музыка: в нескольких словах
Во второй половине XVIII века, период зарождения музыкального классицизма, сложившаяся в Европе ситуация была близка к монополии итальянцев на все виды музыкального искусства. Рожденные на Аппенинском полуострове считались лучшими композиторами, либреттистами и исполнителями, оставляя далеко позади мастеров, появившихся на свет в других странах, и получая лучшие должности при королевских дворах (разумеется, прекрасно оплачиваемые). Особенно сильно это предубеждение мешало пробиться к публике австрийским композиторам. Пристрастие к итальянской музыке отражало стремление знати отдалиться от простого народа, поставить между собой и чернью, распевающей на улицах, непроницаемую стену.
Леопольд Моцарт, видя необычайную музыкальную одаренность своих детей (Наннерль была прекрасной пианисткой, а Вольфганг уже с четырех лет начал сочинять музыку), предпринимает долгое путешествие по Европе, стремясь, с одной стороны, обрести финансовое благополучие, а с другой - заложить прочный фундамент к успеху на пути сына. В то время музыканты не считались людьми какого-то иного сорта, в большинстве случаев с ними обращались как с обычными слугами, и платили едва ли больше, чем прочим работникам. Разбогатеть на этом поприще удавалось крайне немногим. В основном, музыканты жили на жалованье, выплачиваемое дворянином, купцом или архиепископом, при чьем дворе они состояли, или давали уроки детям богатых семейств.
Юные Моцарты произвели очень большое впечатление на европейскую аристократию, их путешествие длилось около трех лет, и, хотя зальцбургский архиепископ недоволен таким долгим отсутствием своего служащего (Леопольд был вице-капельмейстером Зальбурга), отец семейства настаивает на дальнейших выездах из их маленького княжества, где феноменально талантливого Вольфганга могло ждать лишь скромное неприметное место в лучшем случае капельмейстера, с таким же скромным и неприметным жалованьем. Однако, несмотря на восхищение и очевидное признание таланта, никто из европейской знати не спешит взять на службу молодого композитора и музыканта.
Зальцбург, расположенный в районе Альп, представлял собой в то время столицу маленького княжества, во главе которого стоял архиепископ, сочетавший духовную и светскую власть. В 1771 году умирает князь-архиепископ Сигизмунд, который был очень благожелательно настроен к Моцартам, несмотря на их частые отъезды, и правителем становится Иероним Коллоредо - человек, на которого талант Вольфганга не производит никакого впечатления, воспринимающий юного композитора не более, чем простого слугу. Впрочем, он назначает ему определенное жалованье, но бывший чудо-ребенок жаждет большего, стремится писать оперы, симфонии, оратории, не желает оставаться в Зальцбурге и растрачивать свой талант на редкие заказы от Коллоредо на церковную музыку.
В апреле 1781 года конфликт между Моцартом и архиепископом перерастает в скандальную личную склоку, после чего Вольфганг подает прошение об отставке; а в начале июня Моцарта унизительно выставляют за дверь. Молодой гений решает поселиться в Вене, надеясь на то, что ему удастся завоевать расположение императора Иосифа II, известного своей любовью к музыке, и получить место при его дворе.
К этому времени на счету Вольфганга уже множество опер, не так давно отзвучала мюнхенская постановка "Идоменея", и Моцарт, свободный от обязательств и унизительной для него службы архиепископу, готов посвятить себя новым произведениям.
Полезные ссылки:
Биография и анализ творчества Вольфганга
"Если бы Моцарт вел дневник...", письма Моцарта.
Большая статья "В защиту Антонио Сальери", автор Борис Кушнер.
"Возвышенное и земное", исторический роман о жизни и творчестве великого композитора, автор Дэвид Вейс.
Поделиться315-10-2012 11:31:22
Исторические факты
Иосиф II Габсбург
В 1765 умер Франц I, и мать Иосифа активно вовлекла его в дела управления, предоставив ему статус соправителя. Как реформатор Мария Терезия всегда действовала с оглядкой на консерватизм человеческой природы и силу предрассудков. Импульсивному Иосифу ее стиль правления казался чересчур осторожным, он нередко вступал с ней в споры по вопросам государственной политики.
После смерти Марии Терезии 29 ноября 1780 г. 39-летний Иосиф оказался абсолютным властителем самой обширной монархии Центральной Европы. Новый император стремился укрепить могущество Австрии и ее единство, улучшить систему государственного управления. Он был убежден, что личная власть суверена должна быть неограниченной и что ему надлежит внедрять в сознание населяющих страну народов дух общей родины. Были изданы указы, объявлявшие немецкий язык государственным, что позволило унифицировать сферу государственного управления и ускорить судебные процедуры.
Последовала лавина указов: в течение 10 лет правления Иосифа были изданы 6000 декретов и 11 000 новых законов, призванных регулировать все стороны жизни общества.
Нас интересует прежде всего та реформа, что была проведена в отношении музыки - Иосиф, с детства питавший слабость к музыке и видевший Моцарта еще ребенком, не мог оставить свою любимую область без каких-либо изменений. Именно в период его правления начали появляться оперы не на итальянские, а на немецкие либретто, нередко вопреки желанию влиятельных людей, стоявших у верхушки имперской оперы, но не имевших возможности ослушаться правителя.
"Похищение из Сераля" (нем. „Die Entführung aus dem Serail“)
В июле 1781 года Моцарт получает лично от императора Иосифа II заказ. Немецкое либретто Готлиба Штефани прекрасно вписывается в идеи реформатора о развитии национальной оперы - зингшпиля. Опера была готова в мае 1782 г., и впервые поставлена в Бургтеатре 16 июля 1782 г. Главную партию пела Катарина Кавальери, принятая к тому времени в Бургтеатр Алоизия Ланге была ее дублершей.
В процессе написания музыки к опере развивался роман Вольфганга с Констанцей, носившей то же имя, что и главная героиня пьесы. 4 августа 1782 г. они обвенчались, несмотря на несогласие Леопольда.
Информация об опере из Википедии
Сюжет оперы
Певцы-кастраты
История кастратов
Поделиться424-10-2012 13:46:34
Основные отличия событий в мюзикле от исторических,
а также принятые в игре допущения.
Первая встреча Моцарта с семьей Вебер.
Фридолин Вебер служил в Мангейме переписчиком нот, причем труд его оплачивался очень дешево. Стремясь сэкономить по настоянию отца, Вольфганг отправился к нему домой, заказать переписку нот перед планируемой поездкой в Париж. Дверь ему открыла юная Констанца. Влюбившись в Алоизию, Моцарт очень много времени проводил с Веберами, сдружился с Фридолином, практически называл их своей второй семьей.
Исторически Веберы не приглашали на ужин/обед фрау Моцарт и Вольфганга, как это показано в мюзикле. Не исключено, что Анна-Мария вообще никогда не встречалась с Веберами лицом к лицу.
В игре принята версия событий, показанная в мюзикле.
Замужество Алоизии Вебер, встреча с Моцартом после смерти Анны-Марии.
В мюзикле после смерти матери Вольфганг встречается с Алоизией (перед сценой "Je dors sur les roses"), где девушка сообщает ему, что занята в опере и вышла замуж.
В действительности встреча состоялась в Мюнхене в 1778 году (во время путешествия Моцарта из Парижа в Зальцбург), в то время как Алоизия вышла замуж 31 октября 1780 г.
У нас на игре принята версия мюзикла, свадьба Алоизии Вебер и венского актера Йозефа Ланге состоялась в 1778 г., незадолго до второй встречи Моцарта с девушкой.
Переезд Моцарта в Вену.
В мюзикле в начале второго акта между Леопольдом и Вольфгангом состоялся разговор о том, что Моцарт-младший едет с Коллоредо в Вену. В действительности сначала Моцарт отправляется в Мюнхен, где была поставлена его опера "Идоменей, царь Критский" ("Idomeneo, re di Creta ossia Ilia e Idamante"), а только после этого - в Вену вместе с Коллоредо, где ссорится с архиепископом и в июне 1781 г. подает в отставку.
В игре мы приняли допущение, что после этого, фактически получив отставку в Вене, Вольфганг возвращается домой в Зальцбург на несколько дней, чтобы попрощаться с родными и забрать свои вещи для окончательного переезда в столицу. В результате полностью свободным в Вену он приезжает 15 июня 1781 года, ровно через 15 лет после приезда Сальери.
Моцарт и Веберы в Вене; Алоизия.
В Вене Вольфганг останавливается в доме рокового семейства Вебер уже после того, как получает заказ на оперу у императора, т.е. скорее всего осенью 1781 г. Мы решили подредактировать этот момент, позволив Вольфгангу отправиться к Веберам сразу по прибытию в город - а именно, 15 июня 1781 г.
Нет данных о том, виделся ли он с Алоизией до начала официальных репетиций "Похищения из Сераля", где ее приняли дублершей Катарины Кавальери. У нас это вполне возможно.
В мюзикле была информация о том, что любимая дочь Веберов ждет ребенка (ориентировочно - осень 1781 г.), в игре это будет зависеть от желания самой Алоизии.
Алоизия Ланге, Бургтеатр.
О том, в каком году Алоизия принята штатной певицей в Венскую оперу, данные расходятся. Есть упоминания как про 1779 г. (год переезда Веберов в Вену), так и про 1782 г.
На игре мы приняли допущение, что официально Алоизия будет принята в Бургеатр в 1782 г., в период создания оперы "Похищение из Сераля". До того времени она периодически пела на главной оперной сцене Вены, но в качестве певицы по найму, и не имела ни официального жалования, ни обязательств, ни каких-либо гарантий того, что ее пригласят в постановку в следующий раз.
"Зингшпиль" или опера на немецком.
В мюзикле ситуация обыграна так, что Моцарт был фактически первым композитором, написавшим музыку к опере на немецкое либретто, и случилось это в 1782 году (опера "Похищение из Сераля"). В действительности же проект императора-реформатора Иосифа II был воплощен в жизнь несколькими годами раньше. Известно, например, что Алоизия принимала участие в мюнхенском проекте "Национальный зингшпиль" еще в 1779 году, а Сальери написал на немецком оперу "Трубочист" ("Der Rauchfangkehrer") в 1781 году, и она была поставлена 30 апреля в Бургтеатре.
В игре мы принимаем версию мюзикла - до написания "Похищения из Сераля" проект императора оставался преимущественно лишь планами на будущее, и никаких грандиозных реальных воплощений не получал. Опера Сальери была поставлена, но значительного интереса у публики не вызвала.
Фактически "зингшпиль" - гораздо более широкое понятие, нежели просто "опера на немецком", характеризующее отдельный музыкально-драматический жанр, близкий к опере-буфф (т.е. включающий помимо музыки разговорные диалоги преимущественно комического содержания), но мы решили не углубляться в эти тонкости, приняв за допущение, что зингшпиль - это прежде всего музыкальная пьеса с немецким либретто.
Дети Моцарта
У Вольфганга и Констанцы родилось шестеро детей, из которых выжили только двое, а четверо умерли почти сразу после рождения.
В игре мы предлагаем чете Моцарт обзавестись меньшим количеством детей по двум причинам: во-первых, едва ли упоминать в постах смерть стольких детей может быть комфортно игрокам, во-вторых, на протяжении всего периода совместной жизни Констанца будет беременна, что ограничит ее взаимодействие с другими героями. Но, разумеется, решать самим игрокам.
Поскольку у нас на форуме есть раздел для отыгрыша флэшфорвардов, некоторые нюансы уже вписаны в игру и в ситуацию с детьми Моцартов в частности. На данный момент все обстоит следующим образом. Первый ребенок (Раймунд Леопольд, 17 июня — 19 августа 1783) был рожден и скончался, второй (Карл Томас, родился 21 сентября 1784) — первый из выживших. Третьего ребенка (Иоганн Томас Леопольд, 18 октября — 15 ноября 1786) не было. Далее все будет зависеть от игроков и их пожеланий.
Поделиться520-09-2014 16:39:27
Бургтеатр и не только
огромное спасибо Chelest'е за ссылки и информацию
Интерьеры разных оперных театров мира:
http://www.davidleventi.com/portfolio/opera/1/
Бургтеатр в XVIII веке (маленький справа)
Открылся он 14 мая 1748 года.
На этой панораме можно найти место, где стояло здание:
http://www.burger.si/Austria/Dunaj/2008/19.html
Сейчас Бургтеатр существует, но в новом помещении в другом месте (с 1888года), и даже имеет свой сайт, конечно же, на немецком:
http://www.burgtheater.at/
С 2009 года преемником Розенберга является Маттиас Хартманн.